Северный завоз по-новому: что нужно для бесперебойной поставки грузов в Арктику
Бесперебойность системы обеспечения территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами – одна из важнейших задач в Арктике.
В текущем году принят долгожданный закон, который создает правовые и организационные основы для доставки продуктов, топлива и других жизненно важных грузов в районы Крайнего Севера.
Организацию северного завоза по новым правилам обсудили на XIV Международном форуме Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова в рамках тематической панельной сессии.
«Со стороны парламентариев важно оценить, как работает новый закон о северном завозе. Мы должны проанализировать с выездом на места в регионы, как он функционирует, какие шаги по его реализации сделаны. Понятно, что закон затрагивает достаточно большой объём регулирования и в краткосрочной перспективе полноценно его реализовать нереально. Главная задача – подойти к его реализации комплексно», – отметил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Денис Гусев.
О роли национального почтового оператора в обеспечении северного завоза рассказал руководитель дирекции управления транспортом АО «Почта России» Георгий Баутин.
«Почта России», в том числе, обеспечивает снабжение товарами территории, на которых проживает порядка 10 млн граждан. В 2023 году и за 10 месяцев 2024 года различными видами транспорта в Арктику были доставлено тысячи тонн почтовых отправлений и товаров. Для этого, в том числе, задействованы собственные грузовые воздушные суда отечественного производства. Почта активно доставляет посылки в Норильск, Анадырь и другие города в круглогодичном режиме. В числе отправлений – товары первой необходимости, а также срочные грузы для обеспечения работоспособности жизненно важной инфраструктуры. Это грузы для аэропортов Чукотки, атомной станции в Певеке и тд.
«Нужна системная поддержка государства, в том числе, логистических операций. Нужна детализация закона, в котором нет ни одного упоминания о почте. В России количество отделений – 38 тыс., и альтернатив до сих пор на многих удаленных территориях нет. Убыточно, но уйти почта России не может, не имеет права. Обязательно требуется прямая субсидия на транспортные, логистические затраты», – высказался Георгий Баутин.
В дискуссии также приняли участие представители транспортной сферы. В рамках сессии выступил заместитель директора АО «Чукотская Торговая компания» Дмитрий Иванов.
«Нужны бюджетные кредиты. Наша задача довезти, но так, чтоб цена на доставленный товар не была запредельной, товары были доступны», – заявил спикер.
Региональный опыт выстраивания системы снабжения представили и.о. министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Сергей Елдин и председатель Думы Чукотского автономного округа Леонид Николаев. Главный конструктор проектов АО «ЦМКБ «Алмаз» Дмитрий Цымляков выступил с докладом о месте грузовых и пассажирских СВП в решении транспортных проблем районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.