Как применять потенциал творческих проектов для развития Арктики
Арктический регион обладает уникальными природными и культурными особенностями, которые способствуют развитию креативного сектора. Интерес к возможности использования культурного и творческого потенциала северных территорий в настоящее время стремительно растёт. Арктика становится платформой для развития инновационных проектов, искусства, дизайна и цифровых технологий.
В условиях глобализации и стремительного развития цифровой экономики креативные индустрии способны внести значительный вклад в экономическое развитие региона, сохранение уникальных традиций и идентичности коренных народов Севера. Именно поэтому важную часть в деловой программе Международного форума Арктика: настоящее и будущее имени А.Н. Чилингарова заняли сразу две сессии, посвящённые креативному сектору. Одна из них – «Креативный капитал Севера: как продвигать творческие проекты и стимулировать их рост».
Модератором дискуссии выступила директор Института креативных индустрий и предпринимательства Мурманского арктического университета Татьяна Белевских.
В рамках сессии доклад представила заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Караваева.
«Вся страна начинает жить в формате креативной экономики. Креативная индустрия – базовая, но не единственная составляющая креативного продукта. Арктические регионы активно разрабатывают стратегии и стандарты работы с креативными индустриями. Но Арктическая зона и креативный капитал Севера требуют особого подхода», – подчеркнула эксперт.
О результатах исследования арт-индустрий и необходимых мерах по обновлению системы образования для развития креативного сектора рассказала директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам организации ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.
«Арт-сфера – важная составляющая креативных индустрий. Она формирует образы и смыслы, которые в свою очередь рождают идеи в мире моды, кинематографа, дизайна, рекламы, учебных программ, социальных проектов и так далее. Образование в сфере креативных индустрий должно начинаться с дошкольного возраста. Креатив позволяет развивать у детей способности к самовыражению. Необходимо учиться не только навыкам, но и мышлению, а также создавать каналы взаимодействия арт-индустрии и школ в системе общего образования», – сообщила спикер.
Руководитель Лаборатории по развитию человеческого капитала Арктического государственного института культуры и искусств, генеральный директор Целевого фонда будущих поколений Владимир Егоров представил опыт Якутии.
«Нужно развивать креативную индустрию с целью создания занятости арктического местного населения. Мы, как Республика Саха, по рейтингу креативных индустрий в Арктике – лидеры, на 15 месте по всех России. Для нас основными проблемами является отсутствие внутреннего спроса на креативные индустрии – поэтому нужно выходить на внешний экспорт, а также отсутствие системы развития. Мы стараемся действовать системно и имеем собственную стратегию. Саха – первый в России регион, который разработал концепцию развития креативной экономики. Опыт Якутии включен в региональный стандарт креативных индустрий», – рассказал глава фонда.
Также в рамках сессии выступила генеральный директор Национального художественного музея РС (Я) Влада Тимофеева:
«Собрание произведений искусства национального художественного музея Республики Саха в своем цельном виде предстает как важное явление культуры Сибири и Дальнего Востока. Оно знакомит с важными произведениями, созданными многими поколениями якутских мастеров народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Традиционная культура народов Якутии – особое видение мира, широта восприятия и точность мысли, передающиеся из поколения в поколение как необходимые условия жизнедеятельности в экстремальном климате».