Репортаж ТВ-21: Итоги форума «Арктика: настоящее и будущее»
Двухдневная деловая программа Международного форума «Арктика. Настоящее и будущее» состояла из двух больших пленарных заседаний и более 50 дискуссионных площадок, посвящённых основным направлениям экономики, социальной политики, транспорта, инфраструктуры, экологии, науки и технологий. Свыше двух тысяч российских и зарубежных экспертов сформировали планы развития страны в Арктической зоне на годы вперед.
«На сегодняшний день практически все площадки заточены на тему развития опорных населённых пунктов и мастер-планы. Пленарка была этому посвящена. Сейчас много секций, которые по блокам расходятся: это и кадры, и развитие креативных индустрий, и медицина. Это всё, что как раз концентрировано в мастер-планах. По сути, это сейчас заглавная тема для арктической зоны», – рассказала замгубернатора Мурманской области Ольга Вовк.
В этом году акцент был сделан на реализации потребностей человека и на вовлечении жителей всей страны в освоение арктических регионов. Программа форума была построена так, чтобы на каждой дискуссионной площадке можно было задать вопросы и высказать предложения.
«Делимся тем, какие условия создаются у нас с правительством, что Мурманская областная дума поддерживает социальные пакеты для привлечения кадров, которые к нам приезжают из других регионов. Для наших жителей что делается, для наших студентов, для привлечения молодёжи», – сообщил председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой.
Традиционно особое внимание – развитию транспортной магистрали, имеющей большое значение не только для Арктики, но и для всей страны: Северного морского пути. На мероприятии анонсировали проект федерального масштаба – развитие Большого Северного морского пути. Новый маршрут должен стать в три раза больше уже существующего. Эксперты также отметили, что за ближайшие 10 лет планируется построить не менее тысячи судов для круглогодичной работы, увеличения грузопотока, наращивания арктического флота и обеспечения безопасности страны.
«Другими факторами роста региональной напряженности остаются наращивание коллективным западом усилий на затруднение экономической деятельности Российской Федерации в Арктике, наличие в регионе территориально-экономических претензий и стремлений иностранных приарктических и внерегиональных государств к их разрешению исключительно в свою пользу, без учёта интересов России», – подчеркнул главнокомандующий Военно-морским флотом России Александр Моисеев.
Арктические мастер-планы стали отдельной темой для обсуждения. В разработанных к декабрю специальных документах предусмотрены довольно амбициозные цифры: более 160 проектов, порядка 60 тысяч новых рабочих мест, прирост экономики. В ближайшие две пятилетки в Арктику планируются инвестиции в размере более 37 триллионов рублей. Северным регионам необходимо дополнять друг друга, подытожили участники форума.
«Для нас интересны и научные направления, и подготовка кадров для развития Арктики. И, конечно же, вместе со своими коллегами я приезжаю с радостью сюда, чтобы обсудить много актуальных вопросов. Это и изменение климата, и вообще в целом социально-экономические моменты. Тем более сейчас ситуация такая, что мы должны полностью консолидироваться», – поделился ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев.
Мероприятию было что показать и предложить, а участникам было на что посмотреть. В одной части зала – интерактивное пространство в память о выдающемся полярнике Артуре Чилингарове, имя которого и носил 14-й форум, а напротив – новые разработки российских конструкторов и производителей.
Развитие и освоение Арктики невозможно представить без передовых технологий и современной техники. Вот, например, вездеход «Архант» весом 2,5 тонны новейшего образца. Ему не страшны северные климатические условия, снег и лёд. Машина может разгоняться на бездорожье до 40 км в час. А вот в таком вместительном прицепе в арктических широтах вездеход может доставлять медикаменты, строительные материалы, привозить людей и эвакуировать пострадавших. Такая машина становится всё более востребованной для полярников, газовиков и нефтяников, бороздящих просторы тундры.
«Вызывает огромный интерес всегда и на любых выставках. Она просто красивая, она большая, необычная. Но в рамках этой выставки мы слышим очень много вопросов уже профессиональных. Не просто, что это такое и для чего, а может ли она выполнить какую-то конкретную задачу, которую нам озвучили», – рассказал руководитель техотдела компании «Архант» Алексей Гринько.
Актуальным вопросом форума остается сокращение оттока людей из арктических регионов. Участники форума отметили, что решить его можно только с помощью федеральных властей. Главным же итогом всего мероприятия станет резолюция с инициативами экспертов. Документ направят в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального Собрания, Правительство страны и Госкомиссию по развитию Арктики.
Источник: Телекомпания ТВ-21.